Информационная война

| пятница, 23 октября 2009 г.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Информационная война — комплекс мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание для изменения поведения людей и навязывания им целей, которые не входят в число их интересов, а также защита от подобных воздействий.

Информационная война (англ. Information war) — целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

К состоянию информационной войны может привести продолжительное информационное противоборство.

История
Древний Египет часто вёл войны и проигрывал их, однако не переставал существовать как государство, это указывает на то, что жрецами был выработан некий принцип на случай проигрыша в войне, который можно условно назвать "принцип культурного сотрудничества" со странами победительницами.

Основные черты информационной войны
В информационной войне не задействуются психотропные препараты, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.
Объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дип представители, главы воинских формирований и т. п.)
Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.

Информационное воздействие может осуществляется как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.
Навязывание чуждых целей — это то, что делает информационную войну войною и отличает её от обычной рекламы.
Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен.
Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.
Методы ведения информационных войн
Как правило, методами информационной войны является вброс дезинформации, или представление информации в выгодном для себя ключе. Позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, пораженческое настроение, и, в перспективе, переход на сторону ведущего информационное воздействие. В качестве примера можно привести «прелестные письма», в которых Степан Разин призывал всех ищущих воли на свою сторону, выдавая себя за восстановителя справедливости, борца с предавшей царя местной властью. С появлением средств массовой информации и общим повышением уровня грамотности в XX веке ведение информационной войны стало более эффективным. Ярким примером изменения общественного сознания является деятельность Йозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды.

Холодная война
Примером информационной войны считается Холодная война 1946—1991 годов (точнее, её идеологический аспект). Часть исследователей считает, что распад СССР был обусловлен не только амбициями республиканских элит и экономическими причинами, но и применением информационных методов, которые способствовали началу внутриполитических процессов (возможно, что и вызвали их), закончившихся Перестройкой и распадом.

Наше время
Примером информационной войны также считаются и «информационно-психологические операции» (термин среди военных США), которые проводит Министерство обороны США в наше время, к примеру, в Ираке.

«Минобороны США заплатит частным подрядчикам в Ираке до 300 млн долларов за производство политических материалов, новостей, развлекательных программ и социальной рекламы для иракских СМИ, чтобы привлечь местное население к поддержке США», - пишет в 03 октября 2008 газета The Washington Post.

Информационная война также шла во время грузино-осетинской войны в августе 2008 года. Так, в первый день войны ни один телеканал, ни какое либо другое СМИ в Европе не сообщило о начале боевых действий на Кавказе. А действия грузинских войск на Кавказе получали одобрение.

1 коммент.:

Овсянников Александр комментирует...
25.11.2009, 01:04

Это мощнейшее направление общества на неприязнь к другим народам.
Печально, что тысячи людей могут погибнуть из-за лжи, направленной на чужие интересы, так и не осознав истинных причин конфликта. А это уже ставит лимиты на свободу граждан...

Отправить комментарий